О благословении Божьем

 

Притчи 10:22

«Благословение Господне — оно обогащает, и печали с собою не приносит»

I     Что значит «благословение»?

 1. Звучание слова

  • Обычно когда специалист, использует в своей речи незнакомые термины, это значит, что он в курсе дела. Он знает их значение, они постоянно у него на слуху, он оперирует ими.
  • Так врачи используют массу латинских терминов. Программисты налегают на английский язык (юзеры, початиться).
  • Мы должны признаться, что библейская терминология довольно специфична и, порой, не вполне доступна простому человеческому восприятию.
  • Когда речь идет о таких сложных терминах как:
—        ипостась
—         поелику
—         присно
—         анафема

мы, как правило, имеем дело с формами речи, которые перенесены напрямую из чужого языка в русский язык.

Что за таинственное слово использует Соломон для обозначения Божьего положительного отношения к людям?

2. Слово «благословение» в Библии

  • Стихов со словом «благословение» в Библии – 95
  • Со словом «благословлять» — 300
  • Словом «благословенный» — 41 .

Что же значит это слово, столь часто и много используемое христианами? Попробуем поступить так же, как поступил Хилон, осознав ситуации, в которых оно используется и через это понять его смысл.

  • Благословенный — «счастливый, благополучный». (Ожегов).
  • Благословлять — «наделять добром, одарять любовно» (Даль).

4    В Библейской истории примеры благословения:

  • Быт.1:22   «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и
  • наполняйте землю».
  • Быт. 17:20 «И о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ».
  • Лев 26:9 «призрю на вас [и благословлю вас], и плодородными сделаю вас, и размножу вас, и буду тверд в завете Моем с вами;  и будете есть старое прошлогоднее, и выбросите старое ради нового;
  • Еф. 1:3 «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах».

II Неправильные представления о благословении

«Благословение-заем». Христианин представляет божью милость, как кредит, который Бог ему предоставил для развития, для того, чтобы потом получить с него проценты.

    1. Некоторые христиане представляют себе Бога, как заимодавца, который прощает грехи, посылает благословения для того, чтобы потом с человека стребовать проценты в виде служения, безгрешной жизни и др.
    2. И если человек не в состоянии отдать, тогда Бог вызывает рэкет в виде дьявола, которому поручает «проучить» залетчика.
    3. И очень может быть, что после того, как рэкет поработает, человек понимает, что долг следует отдавать, образумливается и начинает «трудиться», начинает жить святой жизнью.
    4. Опасность такого мнения в том, что образ Бога искажается. Бог никогда не сотрудничает с дьяволом. Он ненавидит его дела так же, как мать ненавидит бешенную собаку, кусающую ее ребенка.
    5. То, что мы получили от Бога – настолько неисчислимо, что просто невозможно возместить хотя бы частично. Вспомним притчу о хозяине, простившем 10 000 талантов.

 «Благословение-подачка». Кто-то представляет благодать божью как подачку нищему на базаре. Вот сидит нищий, просит денег. У него распухшие ноги, распухшее лицо от водки. Мимо проходит директор магазина, возле которого он просит. И вместо того, чтобы дать пинка, директор почему-то нашаривает в кармане мелочь (рубля 3-4)  и бросает нищему.

    1. Нищий в недоумении. Он просил подачку, просил денег, чтобы опохмелиться. И вот ему их дали. Он рад подачке. Конечно, это не много, но хорошо что и это дали.
    2. А вот идет еще кто-то. Сейчас еще что-нибудь даст. Так и живем потихоньку.
    3. Думать так о благодати – преступление. Бог – не прохожий, кидающий тебе копейку в кружку! Его благодать – не три рубля, которые можно прибавить к другим благам.
    4. Бог положил на алтарь самое дорогое, что у Него было – собственного сына Христа. Его жертва – не подачка.

«Благословение-халява». Слова «халява»  — не ругательное слово. Это слово взято из одесской лексики. Типа «две большие разницы». «Халив» — молоко по-еврейски. Еврейские переселенцы не доили коров по субботам. Отдавали молоко соседям. Отсюда и появилось выражение «получить на халяву».

    1. В этом виде благодати есть нечто захватническое. Человек ожидает чужого с методичностью, не прилагая никаких усилий для достижения этого.
    2. Человек ничего не делает для достижения результата.
    3. Такой вид благодати развращает душу. Не исключено, что после нескольких суббот человек захочет отнять молоко не только субботнее, но и пятничное и всякое другое.
    4. Некоторые христиане представляют себе божью благодать именно халявой.
  •  Сначала получит божье прощение,
  • Потом потихоньку вытребовать себе удачу в работе,
  • Потом вытребовать себе жену,
  • Потом дом
  • Потом…
    1. Опасность такого подхода в том, что когда-то Божьи планы могут не совпасть с нашими желаниями. Халява заканчивается, человек уходит от Бога.

«Благословение-удача». Для некоторых благодать представляется как удача, которая просто улыбнулась ему. Представьте себе человека без прописки, которого на вокзале останавливает милиция. Его арестовали, повели в участок. По пути человек стал упрашивать, говорить какой он хороший, милиция смиловалась и отпустила его.

    1. Кто-то думает, что он сможет упросить Бога не отправлять его в ад потому, что он добрый человек от природы. Он никогда и мухи  не обидел. Он всегда делал добро, всем улыбался, не воровал из колхоза кукурузу когда все вокруг воровали. И Бог вдруг простит его потому, что у Бога в этот день будет хорошее настроение.
    2. Думать так о благодати – жесточайшее заблуждение. Бог – не милиционер, поймавший вас за руку в электричке. Бог – это тот, который дает дыхание вашим ноздрям. Бог – тот, кто одновременно видит миллионы зародышей появившихся из слияния клеток. Он тот, кто прописывает судьбу для каждого из них. У Него, как писал Исаия «по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает» (40:26).
    3. Неужели ты думаешь человек, что когда-то Божье всеведение даст сбой? Или ты думаешь, что ад – курилка, где собрались друзья подымить сигаретами? (Пример матроса в поезде).
    4. Писание говорит однозначно: в день, когда Бог будет судить мир «горько возопиет даже самый храбрый» (Софония 1:14)! Не нужно надеяться на такую благодать. Не нужно думать, что Бог просто не обратит внимание на умышленный грех (когда ты в трамвае обманываешь кондуктора). Обратит, и еще как обратит!

III Как просить и что просить?

1. Просить благословения – не наглость и не грех.

  • Примером этому слова Иакова, боровшегося с ангелом: «не отпущу тебя, пока не благословишь меня!».
  • Молитва Иависа также вполне однозначно выражает просьбу: «И воззвал Иавис к Богу Израилеву и сказал: о, если бы Ты благословил меня Твоим благословением, распространил пределы мои, и рука Твоя была со мною, охраняя меня от зла, чтобы я не горевал!.. И Бог ниспослал ему, чего он просил» (1 Пар. 4:9).
  • Желание блага себе и своим домашним – наше право и даже обязанность.

2. Некоторое затруднение возникает в том, что мы можем понимать благо только в преломлении собственных представлений о них.  В различных положительностях и добре.

  • Давид же, например, воспевает в своем Пс. 118:71   «Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим».
  • Его коллега Асаф в 72 Пс. Пишет:  «Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим».
    Одновременно с этим Давид же в 90 Пс. пишет о благах и о Божией защите от врагов, которые наследуют любящие Господа.
  • Божья воля выражается в том, чтобы сделать нас лучше. Библейски это выражается в стихе: «Его воля – наше освящение» (1Фес 4:3). В идеале говоря, Богу не было бы острой необходимости создавать нам трудности, если бы мы идеально формировались в тепличных условиях. Однако, это не совсем возможно. Поэтому трудности, как неизбежный спутник нашего созревания, постоянно сопровождают нас.    
    Отсюда вывод: мы должны просить умеренного блага для себя, одновременно оставляя Богу право посылать нас в неординарные обстоятельства для нашей же пользы и формирования.

3.   Ответственность просящего

  • Тем не менее, мы дерзаем просить Его о благословении. При этом мы должны уяснить, что мы не должны мешать Богу благословлять нас. Мы несем некоторую  ответственность в том, чтобы нам быть благословленными.
  • Например, просьба о благословении школьников: мы просим о божьей охране, здоровье, успеваемости, охраны от мирского влияния, и т.п.  Но каждая эта просьба подразумевает долю нашего участия в деле благословения.

—         Божья Охрана – подразумевает то, что ребенок будет знать правила правильного поведения в обществе и не будет бить стекла, чтобы внезапно порезаться ими. Более того: ребенок понимает, что его этика несколько отличается от этики его неверующих товарищей. Эту грань нужно оттенять и утверждать. Не ответственность ли это родителей в том, чтобы Бог смог благословить детей?

  •  Здоровье. Бог никак не сможет уберечь детей от простуды, если родители не будут учить их одеваться. Или не пить холодную воду из крана. В этом ответственность родителей.
  • Успеваемость. Главное, для чего дети идут в школу. Дети копируют родителей. Психологи говорят, что для детей лучше даже то, чтобы у них были плохие родители, чем не будет никаких. Пример присутствия родителя – очень важен. Мы не имеем права удивляться, что наш сын не стал философом если сами не прочитали пару книжек за всю жизнь. Позвольте Богу благословить ваших детей через ваши занятия с детьми.
  •  Охрана от мирского влияния. Как привить мысль детям, что что-то делать нельзя: красть, обманывать, списывать, сплетничать? Как утвердить в их сознании мысль: «Что другим позволено, то тебе нельзя?» Вы хотите, чтобы ваши дети были миссионерами, проповедниками, хорошими рабочими, порядочными людьми? Будьте сами таковыми.  Лучше «как надо делать», чем «как не надо» (об этом говорят педагоги).

III     Есть ли что-то, не зависящее от нас?

1. Думаю что есть. Есть ситуации, которые не возможно предусмотреть и проконтролировать. Даже самые организованные родители не сумеют всего просчитать. Вот поэтому мы и будем сегодня молиться. Но здесь следует сделать одно замечание.

  • Даже если и происходит что-либо, следует помнить о том, что все содействует ко благу. Навредить в любой обстановке может только наше неправильное отношение к происшедшему.
  • Помнить о том, что божье благословение – процесс, проходящий многие стадии и превращения.
  • Позволить Богу делать то, что не в силах сделать родители. Например: дать ребенку самостоятельность и почувствовать свою нужду в Боге.

Владимир Ворожцов  ©

 

Запись опубликована в рубрике Конспекты проповедей. Добавьте в закладки постоянную ссылку.